В 17-49 08 ноября с номера +74996875877 позвонили с тем, что я оставил заявку на кредитную карту на сайте банка Тинькофф. Разумеется, я не оставлял, но банком пользуюсь, потому всякое может быть. И тут началось – вместо «ой, извините, что-то произошло не так» мне начали мне говорить, что третьи лица имеют доступ к моим счетам, что надо срочно «идти в работу с банком согласно договору банковского обслуживания», чтоб предотвратить дальнейшие действия злоумышленников.
Сразу же зашел в личный кабинет (все деньги на месте) и попросил прислать в чат техподдержки сообщение, но мне сказали, что сейчас позвонят оттуда. И даже сказали, как найти нужный телефон на странице. Второй линией был звонок с номера, который действительно есть на странице контактов банка Тинькофф. Номер, с которого был звонок - +7 499 605-10-01. Он действительно есть на сайте банка в разделе «Инвестиции» и подписью «Для других стран».
Очень убедительно было, что позвонили с номера, который есть на сайте. С этого номера (+7 499 605-10-01) мне подтвердили, что есть запрос из поддержки на отмену неправомерного действия (заявка на заказ кредитной карты) под моей учетной записью.
А потом началось переключение на другого оператора. Сначала со мной беседовал «младший сотрудник», потом подключился «старший сотрудник». Это был первый звонок, который немного насторожил.
Старший сотрудник беседовал настойчивей и спрашивал про остатки на моих счетах, в том числе инвестициях. Это был звонок №2. Инвестиции хранятся не в банке, и у них нет понятия цены. Стоимость активов меняется каждую секунду во время торгов.
И потом «старший сотрудник» стал меня еще более настойчиво спрашивать про операции, про остатки на картах и счетах. И постоянно обращался ко мне по имени-отчеству с таким характерным «хэканьем», что у меня уже и сомнений не было, что звонок не из банка, а либо разводят, либо уже что-то украли у меня. Еще хочу отметить, что очень шумно было со стороны звонящих.
Информация требовалась якобы для включения двухфакторной аутентификации на сайте. Сразу правда не сообразил, что другой аутентификации уже и быть не может – ЦБ не разрешает аутентификации без подтверждения по смс, но это я сообразил уже сильно после звонка. На самом деле, если б я сказал информацию об остатках, то тогда уже могли б эти ушлепки обратиться в кол-центр и попытаться получить доступ к моему эккаунту. Как раз вопросы об остатках на счетах и последних операциях – наиболее популярные в поддержках банков для идентификации клиента.
После разговора, который внезапно прервался, я позвонил сам по телефону кол-центра, где мне сказали, что никто из банка мне не звонил. Я рассказал все, как было.
Звонок был очень убедительным. По моим ощущениям, шансы на успех обмана высоки, думаю, что человек 7 из 10 выдали б все, что просят. К сожалению, схемы обмана совершенствуются 🙁
Советы:
- Если звонок подозрителен, лучше сбросьте вызов и позвоните в кол-центр банка самостоятельно. Теоретически, могут такой вызов перехватить, но это будет означать целенаправленную охоту непосредственно на Вас.
- Если спрашивают коды из смс или CVC (это устаревшая схема обмана), сразу прекращайте вызов.
- Информация об остатках и операциях должна быть известна только банку и налоговой, они сами все знают и лишних вопросов не задают.
- Если грозят заблокировать карту или счета – пусть грозят. Если это звонок из банка, то обратный звонок самостоятельно вернет все на места.
- Много фоновых разговоров со стороны звонящих – скорей всего имитация бурной деятельности. В нормальных кол-центрах у операторов гарнитуры.